ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ Люберцы

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА Люберцы

Юристы Люберцы

М.о., г. Люберцы
ул. Смирновская, д. 23

+7 (495) 532-77-27

+7 (926) 535-05-08

pravoved-07@ya.ru

Жилищные юристы оспорили решение о снятии семьи с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Люберцах

Дело № 2-4518/19

УИД 50RS0026-01-2019-005264-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08.08.2019 года <адрес>

Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Савиновой М.Н., при секретаре Майковой А.А., с участием представителя истцов М.С.В., представителя ответчика Т. А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.Т. А., Б. В. В., А. С. А., Б. Л. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Б.М. В. к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области об оспаривании решения о снятии семьи с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с вышеизложенными требованиями, ссылаясь на то, что Семья А.Т.А. в составе 5 человек, в соответствии с Постановлением Главы администрации поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГ № была принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно Постановлению Главы администрации поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГ №, истец и члены ее семьи, проживающие по адресу: <адрес>, дачный <адрес>, имеет жилую площадь 29.2 кв.м.

В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Люберцы №-ПА от ДД.ММ.ГГ семья истца снята с очереди, за принадлежащий А.Т.А. жилой дом по адресу: <адрес>, сельское поселение Ульянинское, общей площадью 55.1 кв.м.

Истцы указали, что с ДД.ММ.ГГ года в собственности А. Т.А. находится жилой дом площадью 55,1 кв.м. и земельный участок, по адресу: <адрес>. сельское поселение Ульянинское.

Таким образом, исходя из расчетов Администрации на каждого члена семьи приходится 14,95 кв.м, жилой площади, что больше нормы предоставления.

Согласно Справке № от ДД.ММ.ГГ выданной Администрацией сельского поселения Ульянинское Раменского муниципального района Московской области, вышеуказанный жилой дом, расположенный на земельном участке является не пригодным для постоянного проживания, так как в данном строении отсутствует газопровод, водоснабжение, канализация, отопление. Это дополнительно подтверждается материалами строительно-технической экспертизы технического состояния несущих и ограждающих конструкций жилого дома, о чем имеется Заключение экспертов № от ДД.ММ.ГГ.

При обращении Истца за восстановлением на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было предоставлено Постановление Администрации Раменского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГ №, которым жилой дом, находящийся в собственности Истца признан непригодным для проживания.

Администрация своем ответе от ДД.ММ.ГГ № ссылается на то, что на момент издания Постановления Администрации городского округа Люберцы №-ПА от ДД.ММ.ГГ о снятии с очереди, дом являлся жилым и пригодным для проживания, в связи с чем у Администрации не имеется правовых оснований для восстановления семьи Истца на учёте граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Истцы считают постановление Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от ДД.ММ.ГГ №-ПА незаконным и нарушающим права истцов.

Истцы, с учетом уточнения иска, просили признать Постановление Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от ДД.ММ.ГГ №-ПА о снятии семьи А.Т.А. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и обязать Администрацию муниципального образования городской округ Люберцы Московской области восстановить семью А.Т.А. в составе пяти человек на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Истцы А. Т.А., Б.В.В., А.С.А. и Б.Л.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Б. М.В., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель истцов по доверенности М.С.В. в судебное заседание явилась, уточненные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области по доверенности Т.А.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал доводы письменных возражений на иск.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 189-ФЗ «О введении действие жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, состоявшие на учете до ДД.ММ.ГГ в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилья: помещений, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ:

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях также установлены п.1 ст. 56 ЖК РФ, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;

выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Судом установлено, что постановлением Главы администрации поселка <адрес> Московской области от ДД.ММ.ГГ № семья А. Т.А. в составе пяти человек поставлена на очередь по улучшению жилищных условий.

Квартира, в которой зарегистрирована А. Т.А. и члены ее семьи в составе 5 человек, расположена по адресу: <адрес>, имеет общую площадь равную 49,6 кв.м.

Также А.Т.А. принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью 55,1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.

В связи с выявлением указанного жилого дома, принадлежащего на праве собственности А.Т.А., администрацией вынесено постановление от ДД.ММ.ГГ №-ПА «О снятии семьи А.Т.А. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», поскольку все члены семьи А.Т.А. состоящие на жилищном учете были обеспечены жилой площадью свыше нормы представления.

Граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части (ч. 2 ст. 6).

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 32 этого же Кодекса граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в том числе, в случае, улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Согласно ч. 7 ст. 57 ЖК РФ при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

Судом установлено, что Постановлением администрации Раменского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГ № жилой дом общей площадью 55,1 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, сельское поселение Ульянинское, признан непригодным для проживания.

Довод возражений ответчика о том, что в указанном постановлении не содержится сведений, с какой даты указанный дом считается непригодным для проживания, и соответственно, считается таковым со дня вынесения соответствующего акта, а именно с ДД.ММ.ГГ, суд считает несостоятельным.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ № утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Пунктом 7 указанного Положения установлено, что орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.

Согласно п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям в т.ч. о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.

Таким образом, признание жилого дома непригодным для проживания относится исключительно к компетенции комиссии, созданной при органе местного самоуправления.

Истица А. Т.А. обращалась в орган местного самоуправления для признания принадлежащего ей жилого дома непригодным для проживания, что подтверждается Справкой Администрации с.<адрес> муниципального района № от ДД.ММ.ГГ о непригодности для постоянного проживания вышеуказанного дома.

В соответствии с представленными истцами заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГ по результатам строительно-технической экспертизы, принадлежащий истице жилой дом по адресу: <адрес>, является непригодным для постоянного проживания.

Непринятие своевременного решения органа местного самоуправления в пределах своих полномочий о создании соответствующей комиссии для проведения оценки и признания принадлежащего А.Т.А. жилого дома по адресу непригодным для проживания, не может являться основанием для нарушения жилищных прав истцов.

Учитывая изложенное, суд считает, что, несмотря на то, что Постановлением администрации Раменского муниципального района Московской области № указанный дом признан непригодным для проживания только ДД.ММ.ГГ, он не был пригоден для проживания еще в 2016 году, в том числе и на момент вынесения ответчиком постановления о снятии истцов с жилищного учета ДД.ММ.ГГ.

Учитывая, что истцами не были утрачены основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку их обеспеченность общей площадью не стала более нормы предоставления, а также истцами не утрачены основания дающие им право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, суд считает незаконным Постановление Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от ДД.ММ.ГГ №-ПА о снятии семьи А.Т.А. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Поскольку в настоящее время жилищное положение истцов не изменилась, их семья является малоимущей и нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд считает, что имеются достаточные основания для восстановления семьи А.Т.А. в составе пяти человек на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования А. Т. А., Б.В. В., А. С. А., Б.Л. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Б. М. В. к Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области удовлетворить.

Признать Постановление Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от ДД.ММ.ГГ №-ПА о снятии семьи А.Т.А. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования городской округ Люберцы Московской области восстановить семью А.Т.А. в составе пяти человек: А.Т. А., Б.Л.А., А.С. А., Б. В. В., Б. М. В. на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме
05.09.2019 года

Судья М.Н. Савинова